Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ПЯТЬ ТРАДИЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Blanco A. Cinco tradiciones en la psicologia social. Madrid: Morata, 1988. 327 p.

 

Амалио Бланке, преподаватель социальной психологии Автономного университета Мадрида, поставил перед собой задачу: не столько показать хронологию развития этой области науки, сколько раскрыть основополагающие принципы, характерные для различных научных концепций, развивающихся в Европе и США с конца прошлого века и до наших дней. В центре внимания автора — изучение различных методологических и научных подходов, объединяющих точки зрения разных исследователей, Оригинальность данной книги заключается в том, что она написана не как учебник, а как справочник-ориентир для студентов и тех, кому интересна социальная психология как область гуманитарного знания. Автор считает, что область «психосоциального не является совокупностью новых данных или явлений, которые произошли бы как следствие определенных отношений между индивидом и обществом, а представляет собой новую форму интерпретации данных вопросов и тем, которые всегда стояли перед человеком с момента его появления на Земле» (с. 16). Указывая, что иной подход к изложению обречен на бесконечный перечень определений, А. Бланко предлагает проанализировать то, что, на его взгляд, является более существенным и определяющим, а именно то, что он называет традициями научных школ в социальной психологии. Под традициями он понимает: 1) определенные подходы к пониманию данной области знания, завоевавшие авторитет и поддержку, 2) научные попытки понимания человеческого поведения внутри самой социальной психологии, попытки, возникшие как результат размышлений о природе и статусе данной науки, 3) попытки построения глобальной модели поведения и исследования сущности человека.

Другими словами, книга представляет собой изложение определенных понятий и принципов «среднего уровня», которые являются характерными для той или иной группы (не обязательно школы) ученых. В этой связи автор опирается на методологические высказывания Л.С. Выготского («Исторический смысл психологического кризиса») по поводу необходимости выработки для определенной конкретной области научного знания специфических теорий и систем понятий, которые обеспечивали бы адекватный переход от общих философских установок к формированию собственного для данной науки концептуального аппарата.

Книга состоит из введения и пяти глав, каждая из которых посвящена одной из традиций, выделенных автором.

Глава первая «Групповая традиция» посвящена анализу научных психосоциальных концепций, которые предполагают примат общественного над индивидуальным, т. е. «социологического глобализма». А. Бланко разбирает произведения Э. Дюркгейма и его последователей, итальянских исследователей и др.; кроме того, анализирует концепции, считающие предметом социальной психологии психологию масс (Г. Лебон, З. Фрейд, Г. Тард) или групп (исследования английских и североамериканских авторов).

Во второй главе «Индивидуалистическая традиция» А. Бланко анализирует противоположную концепцию, согласно которой группы, массы и другие социальные объединения являются не чем иным, как совокупностью индивидов, мотивации, влечения, потребности которых достаточны для

 

167

 

объяснения поведения этих социальных объединений. Эта традиция является ответом «социологическому глобализму» и основана на принципе «методологического индивидуализма», который имеет много общего с механистическим подходом в психологии (особенно ясно показана его родственность с бихевиоризмом). Здесь же анализируются теории Д. МакДауголла, Дж. Мида, Г. Олпорта и других.

Третья глава посвящена анализу «институциональной традиции», согласно которой индивид не есть существо, реагирующее на стимулы, а является существом, принадлежащим сложной социокультурной системе, поведение которого зависит от ассимиляции и интеграции моральных норм, культурных моделей и т. д. Здесь комментируются позиции Р. Линтона, Р. Мертона и других.

Четвертую главу А. Бланке полностью посвящает концепции К. Левина, которая, по мнению автора рецензируемой книги, достойна звания собственно социопсихологической теории. А. Бланко считает, что К. Левину удалось построить систему, где понятия взаимодействия, отношения и взаимозависимости выходят из схемы противопоставлений (индивид — общество, активность — пассивность, иррационализм — механистическая детерминация и т.д.) и могут составить позитивную основу подлинного социопсихологического понимания.

Последняя глава «Историко-диалектическая традиция» посвящена анализу основных принципов марксизма, имеющих особое значение для социальной психологии. Правда, автор отмечает опасность прямого и механистического наложения марксизма на определенную научную область, его догматизацию. Надо отметить, что автор знаком с некоторыми исследованиями социальных психологов Кубы, ГДР и Советского Союза. Нам представляется это особенно важным, так как кроме трудностей, связанных с переводом советских авторов, часто в прошлом западноевропейские исследователи испытывали на себе определенные идеологические установки по отношению к подобным исследованиям, которые сейчас начинают постепенно преодолеваться. В этой связи необходимо отметить важность более широких и взаимных обменов между психологами различных стран.

А. Бланко много и уместно цитирует анализируемых авторов, давая таким образом читателю возможность познакомиться с оригинальными текстами, хотя и в ограниченном виде.

С другой стороны, нельзя не отметить, что автор не всегда достаточно обоснованно включает того или иного ученого в число создателей или продолжателей определенной традиции. Кроме того, на наш взгляд, автору следовало бы заканчивать каждую главу более четкой формулировкой основных характеристик данной традиции, особенно ввиду дидактической направленности рецензируемой книги. В этой связи многие формулировки А. Бланко страдают излишней «литературностью» и недостатком научной строгости.

В заключение можно отметить, что данная книга представляет большой интерес для специалистов в области социальной психологии как оригинальная попытка осуществления определенной научной рефлексии со стороны не методолога науки, а одного из представителей социальной психологии.

 

М. Шуаре

Москва